МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
тел/факс:
(812) 385-93-51 / (812) 318-33-08

Информация для учреждений НПО и СПО по вопросам организации работы в формате ФГОС нового поколения

Вопрос

Почему возникла необходимость перевода НПО и СПО на образовательные стандарты нового поколения? В чем принципиальное отличие ФГОС от ГОС?

Ответ

В п.1. ст. 7. Закона Российской Федерации «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ) Федеральные государственные образовательные стандарты определяются как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ различного уровня.

П. 4. ст. 7. указанного закона констатирует, что Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Таким образом, новое поколение федеральных государственных стандартов основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. Очевидны различия с предыдущими поколениями образовательных стандартов, основным компонентом которых являлись требования к минимуму содержания обучения, т.е. фиксированный объем учебного материала, обязательного для изложения преподавателем. Разработка требований к результатам образования происходила путем их соотнесения с дидактическими единицами обязательного минимума содержания образования, обновление которого заключалось в замене «устаревших» дидактических единиц. Таким образом, не провозглашаемые, а реально действующие цели образования сводились к усвоению предметных знаний и умений, что не в достаточной степени позволяло выпускникам осваивать профессиональную деятельность

Характеристика профессиональной деятельности выпускников в ФГОС третьего поколения включает описание области, объектов и основных видов профессиональной деятельности, представляющих собой относительно автономные профессиональные функции, каждая из которых имеет специфические объекты, условия, инструменты, характер и результаты труда и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы. На их основе в стандартах нового поколения структурируется содержание образовательной программы и разрабатываются контрольно-измерительные материалы, подбираются формы и методы обучения и оценивания результатов подготовки. Такой подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда.

 Вопрос

Когда будут предусмотрены планируемые сроки перехода НПО на ФГОС?

Ответ

Переход образовательных учреждений начального профессионального образования на ФГОС НПО регламентируется Федеральным законом ФЗ №260 от 10 ноября 2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».  В обязательном порядке все образовательные учреждения должны перейти на обучение на основе новых ФГОС НПО не позднее 1 сентября 2011 года. По желанию образовательных учреждений возможно обучение по новым ФГОС с          1 сентября 2010 года.

 Вопрос

Предполагает ли образовательный стандарт нового поколения увеличение (сокращение) сроков подготовки обучаемых?

Ответ

Нормативные сроки освоения программ начального и среднего профессионального образования определены в соответствии с требованиями к квалификации работников. При очной форме получения образования на базе среднего (полного) общего образования для различных профессий начального профессионального образования сроки подготовки обучающихся составляют:

от 43 нед (10 мес.) до 95 нед. (1 года 10 мес.);

на базе основного общего образования сроки увеличиваются на 73 нед. (2 года 5 мес. или 3 года 5 мес. соответственно).

При очной форме получения образования на базе среднего (полного) общего образования по специальностям среднего профессионального образования сроки подготовки обучающихся составляют:

от 95 нед (1 год 10 мес.) до 199 нед. (3 года 10 мес.);

на базе основного общего образования сроки увеличиваются на     52 нед. (от 1 год 10 мес. до 4 лет 10 мес. соответственно).

 Вопрос

Что означает «Базисный учебный план»?

Ответ

Базисный учебный план (БУП) в соответствии с п. 5.2 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (введен Федеральным законом   от 01.12.2007 № 309-ФЗ) является составной частью примерной основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

Исходным документом для разработки базисного учебного плана является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В структуре Базисного учебного плана отражается качественный и количественный состав основной профессиональной образовательной программы.

БУП содержит полный перечень элементов ОПОП, в том числе наименования циклов и разделов, дисциплин, профессиональных модулей и входящих в их состав междисциплинарных курсов, а также объемы максимальной и обязательной учебной нагрузки на каждый из циклов, включая время на лабораторные работы и практические занятия, а также  курсовые работы (при наличии), последовательность изучения (по курсам) дисциплин, профессиональных модулей и входящих в них междисциплинарных курсов.

В БУП устанавливается суммарный объем времени на прохождение различных видов практик (учебную (производственное обучение) и производственную практику), на промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию, фиксируется объем каникулярного времени.

Распределение бюджета времени внутри циклов и разделов в БУП не детализируется.

Общий бюджет учебного времени складывается из инвариантной и вариативной частей, что позволяет разрабатывать различные варианты рабочих учебных планов в зависимости от региональных и местных особенностей, потребностей работодателей и запросов обучающихся.

 Вопрос

Возможна ли корректировка часов по модулям и дисциплинам ОПОП со стороны учебного заведения?

Ответ

Базисный учебный план не регламентирует объем часов на освоение каждого модуля и дисциплины, поэтому при разработке рабочей основной профессиональной образовательной программы каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно определять объем времени, отведенный на освоение модулей и дисциплин, при этом возможно использование часов как из инвариантной так и вариативной части ОПОП.

 Вопрос

Будет ли в базисный план введен консультационный фонд?

Ответ

Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования дополнительно к объему учебного времени, предусмотренного БУП. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные.) определяются образовательным учреждением.

Вопрос

Какое количество часов в неделю необходимо предусматривать в рабочем учебном плане по дисциплине «Физическая культура» (по требованиям СанПиН - 4 часа, в примерных объемных параметрах реализации ФГОС среднего (полного) общего образования - 3 часа, в требованиях ФГОС НПО - 2 часа)?

Ответ

Освоение дисциплины «Физическая культура» в составе основной профессиональной образовательной программы предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). Таким образом, обязательная учебная нагрузка составляет 2 часа в неделю, а максимальная - 4 часа в неделю.

 Вопрос

Как определяется количество часов по дисциплинам (профессиональным модулям)?

Ответ

При разработке рабочих основных профессиональных образовательных программ каждое образовательной учреждение самостоятельно определяет количество часов, отводимое на изучение дисциплин и профессиональных модулей, соблюдая следующие принципы:

  • 1) суммарный объем времени на все дисциплины и профессиональные модули должен соответствовать общему объему учебного времени, включая инвариантную и вариативную части ОПОП;
  • 2) суммарный бюджет времени на дисциплины каждого цикла, а также междициплинарные курсы в составе профессиональных модулей не может быть менее соответствующих объемов инвариантной части, указанных в ФГОС и БУП;

общий объем времени, отведенного на различные виды практик в составе профессиональных модулей, должен соответствовать суммарному времени на практики, указанному в ФГОС и БУП.

 Вопрос:

Какова технология реализации общеобразовательной подготовки при приеме на основные профессиональные образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования на базе основного общего образования?

Ответ:

До введения в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования общеобразовательная подготовка в пределах образовательных программ начального профессионального образования  (далее - НПО) или среднего профессионального образования (далее - СПО) осуществляется в соответствии с  федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденными приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет сочетание базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов (профиль) в соответствии со спецификой основной профессиональной образовательной программы по профессии НПО или специальности СПО.

Срок общеобразовательной подготовки в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО составляет 57 недель. С учетом этого срок обучения по основной профессиональной образовательной программе НПО увеличивается на 73 недели, включая 57 недель - теоретическое обучение, 3 недели - промежуточная аттестация, 13 недель - каникулы.

Полученные при изучении общеобразовательных учебных предметов умения и знания обучающихся углубляются и расширяются при изучении дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов основной профессиональной образовательной программы НПО.

Общеобразовательная подготовка осуществляется рассредоточено, одновременно с освоением образовательной программы по профессии в течение всего срока обучения.

Срок общеобразовательной подготовки в пределах основных профессиональных образовательных программ СПО составляет 39 недель. С учетом этого срок обучения по основной профессиональной образовательной программе СПО увеличивается на 53 недели, включая 39 недель - теоретическое обучение, 2 недели - промежуточная аттестация, 11 недель - каникулы. В первый год обучения студенты получают общеобразовательную подготовку, которая позволяет приступить к освоению профессиональной образовательной программы по специальности.

Продолжение изучения общеобразовательных учебных предметов происходит на последующих курсах обучения за счет изучения разделов и тем учебных дисциплин таких циклов основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности как «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» («Основы философии», «История», «Иностранный язык» и др.), «Математические и общие естественнонаучные дисциплины» («Математика» и «Информатика»), а также отдельных  дисциплин профессионального цикла.

В приложении 1  содержатся примерные объемные параметры реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО (таблица 1) и            СПО (таблица 2)  с учетом профиля получаемого  профессионального образования.

В приложении 2 представлено рекомендуемое распределение профессий НПО  и специальностей СПО по профилям получаемого профессионального образования.

 Вопрос:

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального профессионального образования (далее  - НПО) какие уточнения должны быть внесены в форму учебного плана, разрабатываемого образовательным учреждением?

Ответ:

Образовательное учреждение при разработке учебного плана использует базисный учебный план примерной основной образовательной программы  по профессии НПО (форма учебного плана прилагается).

Учебный план состоит из разделов: титульная часть, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени, план учебного процесса, учебная и производственная практики, государственная (итоговая) аттестация, перечень учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, полигонов и т.д., пояснения к учебному плану.

В титульной части учебного плана необходимо указать:

- полное наименование образовательного учреждения, его организационно-правовую форму в соответствии с утвержденным уставом;

- индекс и полное наименование профессии в соответствии с ФГОС НПО;

- наименование квалификации;

- форму освоения основной профессиональной образовательной программы;

- нормативный срок обучения в зависимости от базы приема;

- базу приема на обучение: основное общее образование, среднее (полное) общее образование;

- в грифе «утвержден» следует привести наименование образовательного учреждения, фамилию и инициалы директора, его подпись, дату утверждения, заверить печатью.

График учебного процесса определяет по курсам  и семестрам сроки начала и окончания учебных занятий, экзаменационных сессий, каникул, этапов и продолжительности учебной и производственной практик, государственной (итоговой) аттестации.

При составлении графика учебного процесса необходимо использовать следующие условные обозначения:

оу - учебная практика (производственное обучение), проводимая путем чередования с теоретическими занятиями (рассредоточено);

оо     -  учебная практика (производственное обучение), проводимая непрерывно (концентрированно);

 х   - производственная практика, проводимая непрерывно (концентрированно).

План учебного процесса включает в себя перечень, количество часов, последовательность изучения дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов  и их темы по семестрам и курсам, виды учебных занятий, формы промежуточной аттестации.

Дисциплины учебного плана группируются по циклам:

- общеобразовательный цикл, если обучение осуществляется на базе основного общего образования. Общеобразовательная подготовка осуществляется рассредоточено, одновременно с освоением образовательной программы по профессии в течение всего срока обучения.

- общепрофессиональный цикл;

- профессиональный цикл, включающий в себя профессиональные модули;

-физическая культура.

Профессиональные модули представлены в учебном плане разделами. Каждый раздел профессионального модуля представлен междисциплинарным курсом или его частью. Каждый междисциплинарный курс представлен темами. Учебная практика (производственное обучение), указывается в рамках профессиональных модулей рассредоточено и/или концентрированно, производственная практика в рамках профессиональных модулей показывается концентрированно.

Объем обязательной и максимальной учебной нагрузки на изучение дисциплины (за исключением «физической культуры») и профессионального модуля устанавливается исходя из объема, отведенного ФГОС НПО на соответствующий  цикл .

В графе «самостоятельная учебная нагрузка» указывается объем внеаудиторной работы обучающегося, которая определяется как разность между максимальной и обязательной учебной нагрузкой по каждой дисциплине или профессиональному модулю. В максимальной учебной нагрузке не учитывается количество часов, отведенное на консультации.

В плане учебного процесса должны быть отражены следующие формы контроля  учебной деятельности (промежуточная аттестация)  обучающегося:

- экзамен, в том числе комплексный;

- зачет или дифференцированный зачет;

- контрольная работа по дисциплине.

В ходе освоения и по завершению освоения дисциплин общепрофессионального цикла могут проводиться как экзамены, так и зачеты (дифференцированные зачеты), контрольные работы.

Проведение зачетов (дифференцированных зачетов), контрольных работ предусматривается за счет времени, отведенного на соответствующую дисциплину.

В ходе освоения тем междисциплинарных курсов предусматривается проведение зачетов (дифференцированных зачетов), контрольных работ, за счет времени, отведенного на соответствующую тему.

По завершению освоения междисциплинарных курсов также проводятся комплексные экзамены.

По завершению освоения  профессиональных модулей проводятся комплексные экзамены, направленные на определение готовности выпускника к определенному виду деятельности, посредством оценки их профессиональных компетенций, сформированных в ходе освоения междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики.

Все дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы и темы междисциплинарных курсов, включенные в учебный план, должны иметь промежуточную аттестацию.

Для дисциплин и тем междисциплинарных курсов, изучаемых в течение нескольких семестров, рекомендуется проведение промежуточной аттестации на каждом их них.

Государственная (итоговая) аттестация включает в себя выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (выпускная квалификационная работа и письменная экзаменационная работа).

В учебный план необходимо включить пояснения, которые должны содержать следующее:

- на основании какого документа разработан учебный план по профессии (указать дату и номер приказа Министерства науки и образования РФ, утверждающего ФГОС. Указать дату и номер регистрации Минюстом России);

- начало учебных занятий - 1 сентября и окончание в соответствии с графиком учебного процесса. По профессиям, связанным с сезонным характером работ, начало и окончание учебного года могут быть перенесены на другие сроки;

- как использовано время, отведенное на вариативную часть (на увеличение количества часов на изучение дисциплин, профессиональных модулей, на введение новых профессиональных модулей);

-  за счет какого времени проводятся зачеты и контрольные работы;

- какие зачеты проводятся дифференцированными;

-   какие формы консультаций могут проводиться с обучающимися: устные, письменные, групповые, индивидуальные и др.

- если на один семестр планируется проведение трех экзаменов, на две недели - пять экзаменов, то следует сделать запись о том, что первый экзамен сдается в первый день сессии. Интервал между экзаменами должен быть не менее двух календарных дней;

В учебном плане приводится перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и т.д., необходимых для реализации профессиональной образовательной программы по профессии. Учебному заведению предоставляется право вносить изменения в перечень с учетом профиля подготовки специалистов и перечня фактических дисциплин и профессиональных модулей, о чем делается соответствующая запись в пояснении.

 

Приложение 1  

Таблица 1

Примерные объемные параметры реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО с учетом профиля получаемого  профессионального образования

  

Учебные предметы

Обязательная учебная нагрузка  с учетом профиля профессионального образования в часах

Технический профиль

Естественнонаучный профиль

Социально-экономический профиль

Федеральный компонент

Учебные предметы

Часы

Учебные предметы

Часы

Учебные предметы

Часы

  

  

  

  

Базовые

  

  

Русский язык

Литература

Иностранный язык

История

Обществознание

(включая экономику и право)

Химия

Биология

Физическая культура

ОБЖ

114

215

171

114

 

114

114

114

171

70

Русский язык

Литература

Иностранный язык

История

Обществознание

(включая экономику и право)

Математика

Информатика и ИКТ

Физическая культура

ОБЖ

114

215

171

114

 

114

285

114

171

70

Русский язык

Литература

Иностранный язык

История

Информатика и ИКТ Естествознание

Физическая культура

ОБЖ

 

114

215

171

114

114

228

171

70

  

 

 

Итого

1197

 

1368

 

1197

  

Профильные

Математика

Физика

Информатика и ИКТ

342

285

228

  

  

Физика

Химия

Биология

285

228

171

 

Математика

Обществознание

Экономика

География

Право

 

342

228

114

114

57

  

  

 

 Итого

 

855

 

684

 

855

ВСЕГО

2052

 

2052

 

2052

 

 

 

Таблица 2

Примерные объемные параметры реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ  СПО с учетом профиля получаемого  профессионального образования

Учебные

Предметы

Обязательная учебная нагрузка  с учетом профиля профессионального образования в часах

Технический профиль

Естественнонаучный профиль

Социально-экономический профиль

Гуманитарный профиль

Культурологический профиль

Учебные

дисциплины

Часы

Учебные

дисциплины

Часы

Учебные

дисциплины

Часы

Учебные

дисциплины

Часы

Учебные

дисциплины

Часы

Базовые

Русский язык

Литература

Иностранный язык

История

Обществознание (включая экономику

и право)

Химия

Биология

Физическая культура

ОБЖ

78

117

78

117

 

 

117

78

78

 

78

70

  

Русский язык

Литература

Иностранный язык

История

Обществознание

(включая экономику и право)

Информатика и ИКТ

Физическая

культура

ОБЖ

78

117

78

117

 

 

117

78

78

 

70

Русский язык

Литература

Иностранный язык

История

Естествознание

Физическая

культура

ОБЖ

Информатика и ИКТ

 

78

117

78

78

39

117

 

70

117

 

Иностранный язык

Математика

Информатика

Естествознание

География

МХК

Физическая

культура

ОБЖ

117

117

117

78

78

78

 

78

70

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Обществознание (включая экономику и право)

Математика и

информатика

Естествознание

География

Физическая

культура

ОБЖ

78

117

117

 

 

78

 

 

117

 

117

39

78

 

70

 

Итого

811

 

733

 

694

 

733

 

811

Профильные

Математика

Физика

Информатика и ИКТ

 

  

312

195

86

 

  

Физика

Химия

Биология

Математика

 

156

195

164

156

  

Экономика

Обществознание

Право

Математика

География

 

117

117

86

312      

78

  

Русский язык

Литература

История

Обществознание (включая экономику и право)

 

117

234

203

 

117

История

История мировой культуры

Профильные дисциплины, отражающие специфику специальности

117

117

 

 

359

Итого

593

 

671

 

710

 

671

 

593

ВСЕГО

1404

 

1404

 

1404

 

1404

 

1404

Приложение 2

  

Рекомендуемое распределение профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования по профилям получаемого профессионального образования

 

1. В рамках профессиональных образовательных программ начального профессионального образования (далее - НПО) предусмотрены три профиля: технический, естественнонаучный, социально-экономический.

Профессии НПО в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России  от 28 сентября  2009г. № 354 (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2009 г., регистрационный номер № 15083),  распределяются по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:

технический - профессииНПОукрупненных групп направлений подготовки, направлений подготовки, профилей направления подготовки:   110000 Сельское и рыбное хозяйство (профессии 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства, 11080.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка), 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых, 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка, 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника, 180000 Морская техника, 190000 Транспортные средства, 200000 Приборостроение и оптотехника, 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, 220000 Автоматика и управление, 230000 Информатика и вычислительная техника, 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов  (кроме профессии 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства), 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, 270000 Архитектура и строительство;

естественнонаучный - профессииНПОукрупненных групп направлений подготовки, направлений подготовки, профилей направления подготовки:   060000 Здравоохранение, 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением профессий 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства, 11080.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка), 240000 Химическая и биотехнологии, 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (профессия 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства), 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды;

социально-экономический и гуманитарный - профессииНПОукрупненных групп направлений подготовки, направлений подготовки, профилей направления подготовки:   030000 Гуманитарные науки, 040000 Социальные науки, 070000 Культура и искусство,  080000 Экономика и управление, 100000 Сфера обслуживания.

2. В рамках профессиональных образовательных программ среднего  профессионального образования (далее - СПО) предусмотрены пять  профилей: технический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный и культурологический.

Специальности СПО в соответствии с Перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России  от 28 сентября 2009г. № 355 (зарегистрирован  Минюстом России 27 октября 2009 г., регистрационный номер № 15123),  распределяются по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:

технический - специальности СПО укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки: 090000 Информационная безопасность, 110000 Сельское и рыбное хозяйство (специальности 110809 Механизация сельского хозяйства, 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства), 120000 Геодезия и землеустройство, 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых, 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка, 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника, 180000 Морская техника, 190000 Транспортные средства, 200000 Приборостроение и оптотехника, 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, 220000 Автоматика и управление, 230000 Информатика и вычислительная техника, 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов  (специальности 250401 Технология деревообработки, 250405 Технология комплексной переработки древесины, 250407 Технология лесозаготовок), 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, 270000 Архитектура и строительство;

естественнонаучный - специальности СПО укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки:  020000 Естественные науки, 040000 Социальные науки, 060000 Здравоохранение, 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением специальностей 110809 Механизация сельского хозяйства, 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства), 240000 Химическая и биотехнологии, 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (специальности 250109 Садово-парковое и ландшафтное строительство, 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство), 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды;

социально-экономический - специальности СПО укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки:  080000 Экономика и управление, 100000 Сфера обслуживания.

гуманитарный - специальности СПО укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки  030000 Гуманитарные науки.

культурологический - специальности СПО укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки  070000 Культура и искусство.